С 1 января вступили в силу 40 новых правил по охране труда. При этом, правила, действующие ранее – утратили силу. Однако, они включены в проверочные листы, утвержденные приказом Роструда №655 от 10 ноября 2017 года. В Роструде разъясняют, что «государственный инспектор труда при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2021 года не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу».

С 1 января вступили в силу 40 новых правил по охране труда. При этом, правила, действующие ранее – утратили силу. Однако, они включены в проверочные листы, утвержденные приказом Роструда №655 от 10 ноября 2017 года. В Роструде разъясняют, что «государственный инспектор труда при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2021 года не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу».

Если в ходе плановой проверки (а проверочные листы применяются именно для плановых проверок, и выходить "за пределы листа" инспектор не вправе) выявится несоблюдение правил охраны труда, вступивших в силу с 1 января 2021 года, инспектор труда, проводящий проверку, должен инициировать внеплановую проверку, направив руководителю ГИТ служебную записку.

Также Роструд указал, что при проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (чек-лист №31) необходимо проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и наличие в данном положении соответствующих разделов, перечисленных в п. 8 типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России №438 oт 19 августа 2016 года. В случае выявления несоответствия Положения о СУОТ работодателя требованиям охраны труда, в том числе типовому положению, можно считать, что оно у работодателя отсутствует.

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 года